Большая семья: почему нам бывает скучно заниматься детьми?

Воспитание ребенка — сложный процесс, который требует от родителей поиска внутреннего интереса и гармонии.

Большинство мам и пап сталкиваются с проблемой выбора оптимальных методов воспитания, которые будут оставлять ребенку достаточно свободы, но при этом давать необходимое внимание и заботу. Только правильное сочетание этих факторов поможет ребенку стать самостоятельной и организованной личностью, не обделенной родительской нежностью и любовью.

Появление в семье нового человека кардинально меняет привычный образ жизни родителей, ведь, помимо простого ухода, ребенком нужно активно заниматься: гулять, играть в подвижные и интеллектуальные игры, учить писать, читать, рисовать и т. д.

К сожалению, иногда родителям становится скучно заниматься с детьми. Подобное времяпрепровождение выглядит слишком примитивным и неинтересным. Кажется, что ребенок еще недостаточно подрос, чтобы можно было общаться с ним как с самостоятельной личностью.

Чем вредна такая скука? Помимо того, что сама по себе она может негативно влиять на эмоциональное состояние родителей, основной ее пагубный эффект  — это чувство вины. Многие женщины в таких обстоятельствах могут ощущать себя «плохой мамой», ведь вместо безусловной любви они начинают испытывать раздраженность и неприязнь.


Причины потери интереса к занятиям с собственным ребенком могут быть самыми разными:

- Усталость, которая, как снежный ком, накапливается с каждым днем декрета. Любая мама, которая находится в отпуске по уходу за ребенком, возлагает на себя широкий круг обязанностей: ей необходимо вести хозяйство, поддерживать чистоту в доме, готовить, совершать покупки. Она ежедневно ходит на прогулки с ребенком, занимается его здоровьем и досугом. Одним словом, «отпуском» этот период назвать крайне сложно. Недостаточное количество сна и большой список дел достаточно часто становятся причиной хронической усталости и эмоционального опустошения. Разумеется, искренне «взглянуть на мир глазами ребенка» в таком состоянии и беззаботно проводить время, собирая конструктор и играя в мяч, достаточно сложно.

- Полное отсутствие времени «на себя». Любой женщине, как бы сильно она не любила своего ребенка, просто необходимо хотя бы изредка «выходить в свет», общаться с подругами, посещать культурные мероприятия. Но часто круг общения мам с маленьким ребенком ограничивается соседями по детской площадке, а с подругами в лучшем случае удается просто поговорить по телефону. Недостаток внимания и общения также способен вызвать отторжение к занятиям с детьми в четырех стенах.

- Слишком много забот, связанных с ребенком. Современное общество «заставляет» многих мам «держать планку»: ребенок обязательно должен посещать различные развивающие кружки и курсы, уметь говорить, считать и писать не хуже своих сверстников. В круговороте беспрерывных развивающих занятий мамы могут потерять интерес к совместным играм с ребенком, но продолжать посещать кружки из-за боязни «не соответствовать». А любые занятия «через силу», как известно, чреваты появлением неприятия к подобному роду деятельности.

- Тоска по работе. Мамы, любящие свою работу, в декрете часто скучают по рабочей обстановке, им начинает казаться, что их ежедневный тяжелый труд недостаточно ценится или вовсе не имеет никакого смысла. Особенно это чувство характерно для периода с момента рождения ребенка до достижения им полутора лет. Малыш еще не говорит, только учится ходить, не может объяснить свои желания и недовольства. Поэтому очередной плач способен «выбить маму из колеи» и невольно привести к формированию ощущения беспомощности и ненужности.

- И, наконец, сами по себе игры с детьми способны вызвать скуку. Первый раз управлять машинкой при помощи пульта или строить высокую башню может быть интересно, но когда эти занятия повторяются изо дня в день, они невольно надоедают.

Однако любые сложности в выстраивании общения с ребенком можно преодолеть и сделать совместное времяпрепровождение действительно интересным. Мы предложим вам несколько способов побороть накопившуюся усталость и скуку.  
 

Как сделать совместные занятия не изматывающими, а увлекательными?

Независимо от того, ходит ли ребенок в детский сад или школу, очень важную роль в его развитии и познании окружающего мира играет то, как лично вы проводите с ним время.

Совместные занятия с ребенком принципиально важны для его развития. Так, например, детский психолог Ян Каменский уверен, что «материнская школа», то есть те знания и навыки, которые ребенок получает в процессе общения с мамой, являются основой формирования личности1. Педагог и гуманист Януш Корчак утверждает, что именно занятия с детьми внутри семьи помогают ребенку социализироваться, стать самостоятельной личностью, способной решать любые сложные вопросы2.

На сегодняшний день существует большое количество методик, позволяющих сделать игры с детьми интересными и для их родителей. Не стоит думать, что «правильно» развивать ребенка могут только специалисты, а обыденные домашние занятия с мамой или папой не приносят желаемого эффекта. Напротив, именно занятия с родными способствуют формированию навыков межличностного общения у ребенка, учат его прислушиваться к собеседнику, правильно выражать собственные чувства и эмоции, а также проявлять заботу по отношению к другим людям. Кроме того, дома ребенок повторяет и «закрепляет» все умения и знания, полученные в школе, детском саду или развивающем кружке.

Организуя домашние занятия, ориентируйтесь, прежде всего, на интересы и увлечения ребенка. Помните, что каждый малыш — индивидуальность, а значит, играть с ним нужно именно в те игры, которые больше его привлекают и которым он действительно готов уделять много времени ежедневно. Если вам сложно выделить конкретный круг интересов ребенка и кажется, что малыша интересует абсолютно все, пробуйте разные виды занятий: лепку, рисование, резьбу по дереву, оригами, кулинарию и т. д. Таким образом, вы сможете подобрать тот род занятий, который будет интересен и вам, и ребенку.

Задайте ребенку простой вопрос: какие мультфильмы ему нравятся больше всего? Каким бы фантастическим героем он хотел стать? И, придумывая, чем бы вам заняться, чтобы не уснуть от скуки, выберите того персонажа, мультик, сказку или игру, которая больше других нравится и вам, и ребенку.

Если вы любите «докапываться до самой сути» и все анализировать, используйте это и в домашних занятиях: задавайте ребенку больше вопросов. Интересуйтесь, почему он больше любит красные машины, а не синие, кого он поселит в построенный им замок, что приготовит своим игрушкам на ужин и почему. Такой «психоанализ» способен сделать время, проведенное дома, веселым и запоминающимся.

Откройте для ребенка вход во «взрослый мир». Если вам уже сильно наскучили батуты, машинки и стрелялки, проведите время по-взрослому. Например, возьмите его в кафе на встречу с подружками, навестите вместе с ним ваших коллег, сделайте сюрприз для папы.

Не бойтесь вместе с ребенком открывать что-то новое. Вы не обязательно должны показывать и рассказывать ребенку только то, в чем хорошо разбираетесь. Гораздо интереснее и для вас, и для него будет сходить в незнакомое место, прочитать свежую книгу или попробовать новый вид спорта.
 

Почему играть так важно: смотрим на мир глазами ребенка

Сам процесс игры по-разному воспринимается взрослыми и детьми. Прежде всего, это связано с особенностями восприятия мира в целом. Родителям не стоит забывать, что многие вещи, кажущиеся им простыми, примитивными, обыденными, для ребенка являются частью его фантастического мира. Дети, в отличие от взрослых, ярче и глубже принимают все происходящее вокруг: звуки, цвета, предметы и т. д. При этом с возрастом восприятие мира ребенка меняется, поэтому и род его занятий должен расширяться.

- Младенец постоянно «стремится достичь поставленной цели». Его интересуют абсолютно все предметы вокруг, ведь именно из них начинает формироваться мировосприятие3. Поэтому и игры с ребенком такого возраста нужно основывать на его стремлении доползти до неизвестного предмета и достать его. Параллельно можно рассказывать малышу о формах предметов, их предназначении и других особенностях.

- После двух лет ребенок уже четко осознает доступность и запретность различных предметов. Он хорошо знает, что ему можно, а что нельзя. Эту особенность восприятия мира также можно использовать для организации домашних игр. Чтобы ребенок не стремился достать «запретный плод», больше рассказывайте ему о тех вещах, которые ему можно брать в руки, и включайте их в ваши игры. В этом возрасте вы в игровой форме можете объяснить ребенку, что определенные вещи можно трогать только под присмотром взрослых. Например, вы можете поиграть в кулинарное шоу. Для этого вам понадобятся различные крупы (манка, гречка, рис). Они прекрасно развивают моторику рук, помогая «готовить» различные блюда для игрушек. С их помощью можно изучать формы, объемы, цвета и т. д.

- Следующий период жизни ребенка можно назвать революционным, так как именно в возрасте от двух до пяти лет у малыша начинает активно работать фантазия. Миропознание напоминает путешествие в сказку. Часто взрослые не догадываются, что в простой тарелке с супом их ребенок способен разглядеть настоящий подводный мир, а собственную кроватку воспринимать как лодку или как пещеру. Дети в таком возрасте часто одушевляют игрушки. Это можно умело использовать при организации домашних занятий. Помогайте малышу развивать его внутренний мир, придумывая сказочные образы, часть из которых он с легкостью будет проецировать на себя. Настоящий восторг у детей от двух до пяти лет может вызвать кукольный театр, ведь они точно знают, что все игрушки живые, просто скрывают это. В организации представления не ограничивайте себя стандартными рамками классических сказок. Фантазируйте вместе с малышом и тогда сами удивитесь, насколько весело можно проводить время вместе.
 
Важно помнить, что и в реальном, и в фантастическом мире родители — это главные защитники. Именно поэтому так важно быть вместе с ребенком, разделять его страхи, восторги и опасения, пусть даже они и кажутся вам выдуманными. Чем глубже и ярче фантазии ребенка, тем стремительнее развивается его интеллект, а вы, играя, можете помочь ему стать умнее и лучше адаптироваться к социальной реальности.

Процесс познания мира ребенком увлекательный, но иногда, особенно в юном возрасте, может приводить к мелким травмам и болезням. Каждая мама стремится обезопасить своего малыша от таких неприятностей. Поэтому важно, чтобы под рукой всегда были самые необходимые лекарственные средства. Чтобы каждый раз не перебирать препараты, проверяя их сроки годности, создайте список лекарств в «Умной аптечке» на сайте teva.ru, и вам всегда будет доступна информация о наличии тех или иных средств у вас дома. Удобные напоминания сервиса помогут не пропустить очередной прием лекарства, что особенно актуально для мам с несколькими детьми. «Домашний набор лекарств» подскажет, какими препаратами можно пополнить аптечку, чтобы быстро прийти на помощь маленьким исследователям в случае необходимости. А «Дневник здоровья» поможет вам более тщательно следить за состоянием ребенка и всей семьи, сохраняя прошлые и планируя будущие посещения врачей.


С детьми дошкольного и школьного возраста можно поиграть в «серьезные» игры или просто превратить ваши ежедневные заботы в игру. Часто родители и не подозревают, что для ребенка помощь по хозяйству — самая увлекательная и желанная игра. Главное в такой «игре» — все делать сообща. Например, вы можете предложить ребенку помочь вам испечь пирог. Не стоит думать, что такое занятие заинтересует только девочек. Мальчики с таким же удовольствием согласятся помочь замесить тесто, приготовить начинку и т. д. Даже обычное мытье посуды или пола можно превратить в занимательную игру, если вы будете все делать в команде. Это приобщит малыша к труду, будет развивать его внимание и чувство ответственности, а сам он будет рад, что стал более «взрослым», самостоятельным и независимым. Воспринимайте ребенка как взрослого рассудительного партнера по команде, и он ответит вам прилежным поведением, аккуратностью и любовью.

К не менее интересным совместным занятиям, которые подойдут детям разного возраста, можно отнести коллекционирование. Подобная «игра» учит прилежанию, внимательности и способна успокоить даже гиперактивных и слишком эмоциональных детей. Если у вас уже есть какая-то коллекция, то вы можете продолжить ее собирать вместе с ребенком  — это принесет удовольствие и вам, и малышу. Или же можно выбрать тему для коллекции сообща  — это поможет вам сблизиться с ребенком и начать «говорить с ним на одном языке».

Еще одна полезная совместная «игра» — это обучение чему-нибудь новому. Особенно хорошо такие совместные занятия воспринимаются подростками. Например, вы можете вместе записаться в танцевальную школу или на курсы иностранных языков. Танцевальные студии для взрослых и детей активно развиваются на базе культурных центров по всей России, например, в КЦ ЗИЛ или «Москвич».

Начать вместе с ребенком изучать иностранные языки или «освежить» свои знания английского можно, например, в Американском культурном центре при Библиотеке иностранной литературы  или на встречах разговорного клуба в Российской государственной библиотеке для молодежи.

Старайтесь правильно организовывать совместный отдых. Существует распространенное заблуждение, что отдыхать вместе с детьми невозможно. Напротив, именно совместный отдых часто приносит желаемое расслабление и помогает «выбросить из головы» ежедневные бытовые проблемы. Вы можете выбрать тот вид отдыха, который для вас наиболее привычен: пойти в кино или в аквапарк, например, «Ква-Ква парк» или «Карибия». И взрослым, и детям понравится путешествие в мир живой природы, например, в Московский зоопарк, «Москвариум» или «Океанариум». А иногда для разнообразия можно позволить себе вместе ничего не делать и провести весь день дома, играя с собакой, устроив битву подушками или за просмотром интересного мультфильма.
 

Благодаря совместным занятиям ребенок почувствует себя взрослым, равным вам, сильным и уверенным в себе человеком. Не стесняйтесь попросить помощи или подсказки у своего ребенка. Так вы сможете повысить его интерес к занятию и показать, что вы считаете его умным, целеустремленным человеком.

Главное — помните, что для ребенка важнее всего не дисциплина, не интеллектуальное развитие и даже не умение залезать по канату быстрее всех. Ребенок каждый день нуждается в вашем внимании, искренней любви и участии — и это не сможет заменить ему никто другой.
 
Каждый родитель хочет дать своим детям все необходимое, чтобы они стали успешными в будущем. Но что означает «успешность» и всегда ли правильно мы понимаем это слово? Нужно ли делать из ребенка отличника или же важнее, чтобы он был счастлив? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в следующей статье, посвященной теме «Большой семьи».
 

Источники:

1. Ян Каменский «Материнская школа», Успедгиз, 1947.
2. Януш Корчак «Как любить ребенка», АСТ, 2014.
3. М.В. Осорина «Два мира: Этот и Тот», АСТ, Астрель, 2010.
4. Масару Ибука «После трех уже поздно», Русслит, 1991.
5. Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», АСТ, 2008.


NPS-RU-NP-00588
Другие статьи

Сэндвич-поколение: кто позаботится о вас?

Зачем нужно определять уровень холестерина?

Хоккеист Сергей Кутовой протестировал Карту доступности Teva

Все, что нужно знать про эректильную дисфункцию

Тяжелые чувства в болезни и общение с близкими

Счастливое старение: продолжаем работать?

Сэндвич-поколение: минимизируем стресс на работе

Как стать кейс-менеджером для близкого, живущего с болезнью

Редактор Олеся Бондаренко протестировала Карту доступности Teva

Счастливое старение: преимущества зрелого возраста

Полезная информация для пациентов с артериальной гипертензией

Ломаем стереотипы, строим мосты

Сэндвич-поколение: как правильно любить детей

Счастливое старение: осваиваем новые технологии

Сэндвич-поколение: как побороть чувство вины

Большая семья: привычки, которые дарят нам время

Вина, стыд и ложь во спасение — что мешает коммуникации?

Большая семья: как грамотно распределять внимание?

Счастливое старение: преодолеваем страх старости

Практики осознанности при работе с болью

Из-за чего мы срываемся на близких, и как этого избежать

Счастливое старение: желание быть нужным

Счастливое старение: помнить все или помнить лучшее

Модель Евгения Воскобойникова протестировала Карту доступности Teva

Что излучаешь, то и получаешь

Переломный момент

Депрессия и тревога при соматических заболеваниях

Счастливое старение: не время подводить итоги

Сэндвич-поколение: холодная и теплая забота

Сэндвич-поколение: как сохранить в себе женщину?

Как позаботиться о себе, чтобы хватало сил позаботиться о других

Сэндвич-поколение: эмоциональное выгорание

8 сигналов мигрени, о которых вы могли не знать

Счастливое старение: правильное отношение к здоровью

Большая семья: роль женщины в заботе о близких

Большая семья: успеваем все и расслабляемся

Образовательный проект о женском здоровье «Онкопатруль»

Как быть свободным и счастливым, несмотря на ограничения

Экзамен на стойкость

Большая семья: что можно и что нельзя говорить детям

Сэндвич-поколение: семейное делегирование

Большая семья: проблемы в школе

Большая семья: тайм-менеджмент для активных мам

Столкновение с болезнью: травма, кризис и поиск смысла

Силы на борьбу – только внутри

Посттравматический рост: как превратить травмирующее событие в источник вдохновения для саморазвития